Ради мыла на земле

Сургут • Разделы    → Косметика

Если верить байкам мыловаров, мыло изобретено самой природой. Для его производства нужны лишь жир, зола и вода. Однако современные средства гигиены, на упаковке которых написано "мыло", иногда ничего мыльного не содержат.



Твердый состав

Насколько мыло — природный продукт, можно спорить, но для его производства действительно необходимы три простейших натуральных компонента. Однако если изучить химический состав на любой упаковке современного мыла, пальцев обеих рук может не хватить, чтобы подсчитать количество ингредиентов. И значиться там будут вещества, к природе отношения не имеющие: начиная с лаурил- и лауретсульфатов и заканчивая стабилизаторами и консервантами. Натуральное мыло, конечно, тоже можно найти на полках магазинов, но стоит оно не в пример дороже — в среднем от 100 до 350 рублей за 100 г (его чаще продают вразвес). Доля такой продукции на российском рынке составляет не более 5% общего количества средств для ванны и душа. Потребитель в замешательстве: настоящее натуральное мыло, несмотря на простой состав, редко и дорого, а промышленное, хотя и представляет собой высокотехнологичный продукт, доступно и дешево.


Причины прозаичны и продиктованы условиями рынка.


В промышленном производстве мыла (возьмем для начала кусковое туалетное) используется комплекс жировых компонентов. Чаще всего это пальмовое (или пальмоядровое, как говорят специалисты) и кокосовое масла и их заменители: светлая канифоль, талловое масло, синтетические жирные кислоты. Но, разумеется, из топора каши не сваришь, а исходный продукт должен быть максимально качественным.


Как пояснила нам Татьяна Пучкова, кандидат биологических наук, эксперт, председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, качество мыла определяется содержанием в нем именно кокосового масла. То есть чем его больше, тем качество выше и тем дороже в итоге продукт. У профессионалов существует классификация. Если кокосового масла около 15%, продукт относят к высшей категории качества — первой группе. Немного меньше — от 10 до 12% — кокосового масла содержится в мыле второй группы. Наконец, мыло с наименьшим процентом содержания — до 10% — составляет третью группу.


Кроме того, современное мыло, чтобы быть востребованным на рынке, должно не только выполнять свою основную функцию — отмывать грязь. Оно должно делать это бережно (если мыло увлажняющее), смывать вместе с грязью микробов (если детское), на какое-то время не оставлять после себя ничего живого на коже (если антибактериальное), а также приятно выглядеть и пахнуть. Еще необходимо, чтобы мыло долго хранилось в упаковке, не теряя своего внешнего вида.


За каждое из этих достоинств отвечает отдельный компонент. Например, благодаря добавлению мочевины мыло становится увлажняющим: это вещество оказывает смягчающий эффект. В детское мыло могут добавлять азулен или бисаболол (вещества, полученные из ромашки аптечной): они оказывают легкое антисептическое действие. С той же целью во взрослое мыло добавляют экстракт чайного дерева. В антибактериальное подмешивают антибиотики (например, широко разрекламированный триклозан или его аналоги).

Функциональные добавки делают специализированные компании, которые создают и продают сырье для пищевой и косметической промышленности (одной из таких компаний является, например, немецкая Symrise, работающая и на российском внутриотраслевом рынке).


Все эти функциональные добавки присоединяются к базовому сырью — мыльной стружке. Ее, в свою очередь, получают путем соединения жировых компонентов с натриевой или калиевой щелочью, нагревания смеси до 85°С, отстаивания, многоступенчатой очистки и экструдирования полученного сырья.


Экономия на производстве

В масштабах промышленного производства экономят по всем классическим законам экономики. Успешно то предприятие, которое варит мыла много, делает это быстро и продает дешево.


Мыло — товар недорогой, делать его сложно, затратно и нерентабельно. Необходимы не только огромные энергетические мощности, но и пространство — надо же где-то размещать крупногабаритные котлы и специализированные производственные и фасовочные линии. Мыловаренный цех на крупном предприятии может занимать помещение до 1 тыс. кв. м, как, например, у самарской компании "Весна". Поэтому осуществляют полный производственный цикл, то есть делают мыльную стружку и потом еще разносортное мыло на ее основе, лишь крупные предприятия. В России это гиганты, оставшиеся еще со времен Советского Союза: "Новая заря", "Свобода", "Невская косметика". Мыловаренные фабрики поменьше ограничиваются небольшим экструдером и типовым формовочным и упаковочным оборудованием, закупают полуфабрикат и фасуют.


Еще в промышленном производстве умеют экономить время. В процессе химического взаимодействия жировых компонентов образуется уже упомянутый глицерин — вещество смягчающее и увлажняющее, при этом капризное и по своим производственным характеристикам ненадежное. Как пояснили технологи мыловаренных производств, на крупных фабриках глицерин от сырья отделяют, благодаря чему цепочка упрощается и время производства сокращается. Таким образом, основу для производства мыла различных сортов можно сделать за период от нескольких часов до суток. А глицерин можно добавить позже, если вы собираетесь получить увлажняющее мыло.


Натуральный продукт

Рост популярности натуральных продуктов породил предложение — рынок пестрит брэндами, предлагающими "натуральное мыло ручной работы". Большая часть этих брэндов пришли на наш рынок из Европы и Прибалтики. Среди них популярны Lush, Royal Soap De Laurier, Bomb Cosmetics, L`Occitain, Fresh Line, а также Stendera Ziepju Fabrika, Rigas Ziepju Manufaktura. Лавки с разноцветными брусочками всех цветов, размеров и ароматов можно встретить почти в каждом торговом центре. Попытки варить свое мыло предпринимают и отечественные компании. Правда, фирмы "Гиттин", "Савонри", "Народные промыслы" временно приостановили выпуск продукции, но помимо них заметное место на рынке занимает Tasha & Co.

Мыло ручной работы стоит в 5-10 раз дороже обычного. Единственная веская причина потратиться — натуральность товара. Однако не все попадающие в него ингредиенты природного происхождения. И вот почему.


Варить натуральное мыло очень накладно. Во-первых, для производства сырья необходимы высококачественные натуральные масла. Во-вторых, функциональными добавками в такое мыло служат масла эфирные. Добывать их сложно, и потому они дороги. Плюс нужны абразивы для отшелушивающего эффекта, фрагменты растений для пущей красоты и прочие примеси. В-третьих, технологию усложняет глицерин. Это вещество в ручном мыле играет одну из главных ролей, но процесс производства из-за него серьезно усложняется. Например, хорошее мыло должно определенное время отлежаться в помещении со стабильными показателями температуры и влажности. Аналогично тому, как зреет сыр или вино. Прямо скажем, не все производители такими тонкостями озадачиваются.


Но главный камень преткновения — основа, из которой варят мыло hand made. Подавляющее большинство производителей идут по пути наименьшего сопротивления и покупают за границей готовую основу. На рынке множество предложений по продаже такого сырья. Такое производство существенно экономит усилия: купил стружку, расплавил, добавил пару-тройку красителей и отдушек, сушеных ромашек и дробленой ореховой скорлупы — и готово, можно резать и продавать. Некоторые честно и не без гордости так и пишут на упаковке: сделано из импортной основы. Между тем, из чего она состоит, какого качества и происхождения ее компоненты, достоверно производитель может и не знать. Поэтому гарантировать, что основа натуральная и тем более качественная, можно только в том случае, если мыловар сам закупает масла высокого качества и на собственном предприятии делает то, что называется реакцией омыления.


Соблазн подмешать какой-нибудь химии велик всегда. Оттого что каждый компонент отвечает за определенное свойство готового продукта, разрабатывать рецептуру сложно и долго. А стоит только добавить в сырье, например, немного стирального порошка, и мыло будет восхитительно пениться хоть в жесткой, хоть в морской воде. Кандидат технических наук, доцент СПбГТИ(ТУ), директор питерского мыловаренного предприятия "Гиттин" Леонид Тубин считает себя одним из создателей первого в России мыла ручной работы: "Натуральный продукт сделать очень непросто. Ведь надо, чтобы пена была нежной, обильной и устойчивой, чтобы мыло "не раскисало", не растрескивалось во время хранения и т. д. Наши специалисты, например, бились полгода, чтобы разработать оптимальный состав и пропорции для первых трех сортов мыла, еще несколько месяцев ушло на отладку технологии. Это было в 2000-2001 годах, и сейчас у нас три мыльные основы, которые мы, разумеется, делаем сами, и свыше 30 сортов мыла. И все это время работа над рецептурами и технологией не прекращается".


Жидкая среда

Лет 15 назад на рынке появился принципиально новый продукт — жидкое мыло. Прозрачные гели психоделических цветов и райских ароматов быстро завоевали своих почитателей, и их популярность продолжает расти. По итогам 2006 года гели для душа занимают 14,7% рынка средств для ванны и душа, жидкое мыло — 8,9%, пена для ванн — 6,5% (по оценке компании ICNielsen). Причем спрос постепенно растет. По данным ассоциации "Старая крепость", в различных странах Европы ежегодный прирост этого подсегмента составил от 4 до 13%. Хотя переплюнуть кусковое мыло жидким средствам едва ли удастся: ему принадлежит 72,9% рынка. Кроме того, средняя цена флакона — 90-120 рублей по сравнению с 20 рублями за кусок.


В химическом составе традиционного фабричного мыла и гелей для душа есть одно общее качество — ненатуральность. Правда, с точки зрения прогресса жидкое мыло куда более высокотехнологичный продукт, причем от и до созданный руками человека, а не позаимствованный у природы.


Судите сами. Основой для жидкого мыла (гелей для душа, пен для ванн) служат так называемые поверхностно-активные вещества (ПАВы) — очень жесткие и агрессивные моющие вещества. И чтобы кожа буквально не смывалась вместе с мылом, к ПАВам добавляют специальные смягчающие агенты и функциональные добавки (соПАВы, как их называют технологи). Это натуральные растительные экстракты, эфирные масла и сложносочиненные смягчающие ингредиенты и консерванты.


Как поясняют в компании "Красная линия", производителю с жидким мылом проще иметь дело: в него легче вводить дополнительные компоненты. А зачем потребителю менять мыло на мыло — в смысле твердое на жидкое, объясняют так. Во-первых, оно удобнее. Во-вторых, мыло на основе растворенных в воде ПАВов обладает низким уровнем кислотности — в среднем от 5 до 7, тогда как твердое мыло имеет показатель рН около 9. Для справки: в мыле для интимной гигиены уровень рН варьируется от 4 до 5, это одно из его отличий от обычного жидкого мыла.

Насколько пресловутый показатель рН важен — предмет постоянных споров для мыловаров. О роли кислотности в нашей жизни рассуждает Леонид Тубин: "Когда показатель рН равен 7, это значит, среда не щелочная и не кислая, она нейтральная. Показатели от 5 до 9 считаются близкими к нейтральному. Производители косметических средств выбрали почему-то показатель 5,5 и позиционируют его как оптимальный для кожи. На самом деле кислотность кожи — показатель не стандартизированный, на разных частях тела он разный, в течение дня меняется и быстро восстанавливается после умывания. Натуральное мыло (как соль слабой кислоты и сильного основания) в водном растворе не может не быть щелочным по определению, иначе оно просто не будет отмывать грязь. А чтобы поддерживать "оптимальный" уровень (например, тот же 5,5), мыло изготавливают из синтетических моющих средств — детергентов. Получается такое безмыльное мыло, которое имеет прекрасные моющие свойства, но натуральным его считать никак нельзя. Современные разработки химической промышленности, конечно, высокотехнологичны, и некачественными их никак не назовешь. Но человеческая кожа генетически предрасположена к натуральным, природным продуктам. И самое совершенное химическое соединение организм может воспринять как враждебное, отсюда сильнейшие аллергические реакции на средства по уходу".


На вкус и на цвет

К сожалению, определить натуральность на глаз практически невозможно. Способ верный, но требующий времени: в течение нескольких недель или месяца наблюдать за реакцией своей кожи на конкретный продукт.


Мыло в магазине можно нюхать. Хороший натуральный продукт практически не пахнет. Если мыло ручной работы обладает сильным ароматом, это значит, что в него добавлено много ароматических отдушек. И не исключено, что это сделано для маскировки, дабы заглушить неприятный запах некачественной основы (масла имеют обыкновение прогоркать, после чего начинают плохо пахнуть). Справедливости ради отметим, что для некоторых производителей (например, уважаемой на рынке Lush) сильные ароматы — элемент фирменной концепции. Хорошо зарекомендовавший себя производитель если и добавляет ненатуральные компоненты, то по крайней мере честно указывает это на этикетке. В любом случае аннотацию на упаковке надо внимательно читать.


Потребителю также следует знать, что прозрачное, или в обиходе глицериновое, мыло, если оно произведено промышленным путем, таит в себе подвох. Дело в том, что добиться кристальной прозрачности в промышленных условиях, сохраняя при этом натуральность, невозможно (по крайней мере, невыгодно). Эффекта прозрачности достигают за счет спирта, вводимого в сырье. Готовый продукт красив, но как такового мыла порой не содержит вообще. А спирт коже отнюдь не полезен.


Так же как антибактериальные средства, которые смывают с кожи вместе с грязью ее естественный защитный бактериальный слой. "Перцу" в споры добавили мыловары, из соображений корректности пожелавшие остаться неизвестными, пояснив нам, что бактерицидные соединения, которые входят в состав этих сортов мыла, могут быть даже опасны. Они могут вступать в химические реакции с окружающей средой — водой (особенно при высоком содержании в ней хлора) — или, например, под действием солнечных лучей провоцировать аллергию и кожные заболевания.

Журнал «Деньги» № 28(634) от 23.07.2007, ТЕКСТ ОЛЬГА БЕЛИКОВА

=Материал опубликован 01.10.2008