Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Последствия ошибок в уходе
Сургут • Разделы → Новорожденный
Как известно, воспитание и уход за младенцем формируют его психическое и физическое здоровье. Качество ухода за ребенком грудного возраста определяется соответствием между поведением матери и его психофизиологическими потребностями возрастного развития. Для грудного ребенка любое несоответствие между ожидаемым и реальным поведением матери является стрессом и приводит к нарушениям в развитии нервной системы и психики. Последствиями стресса, перенесенного в этом возрасте, являются расстройства поведения, психические расстройства и психосоматические заболевания. Сегодня стресс рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Стрессовая реакция развивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови катехоламинов и кортизола. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем, задерживая или нарушая его. Прежде всего страдает нервная система. Согласно исследованиям, проведенным нашими и зарубежными учеными (Е.В.Науменко, Г.Дернер), даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения и психические расстройства. Гормоны стресса, действуя в перинатальном периоде и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов. По мнению Г.Дернера, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и (или) преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с процессом развития». Каким же образом стресс воздействует на процесс развития ребенка? В момент опасности, травмы или эмоционального потрясения ребенок, как существо полностью зависимое от матери и не способное к самостоятельному отпору, попадает в ситуацию подавленного действия, что приводит к активной выработке кортизола. Кортизол «обжигает чувствительный мозг подобно кислоте». В результате этого у детей, подвергавшихся жестокому или грубому обращению, в коре головного мозга зон, которые отвечают за эмоции (включая привязанность), на 20 - 30 процентов меньше, чем у нормальных детей; Помимо этих пагубных последствий, в пораженных гормонами стресса областях мозга возникает путаница в системе нейросигналов, когда усиливается один и тушится другой сигнал. Поскольку именно нейросигналы способствуют формированию синапсов, дети, живущие в условиях стрессов, утрачивают умственные способности. «Потеря хотя бы нескольких процентов умственных способностей, - говорит Брюс Пери из Бейлоровского медицинского колледжа, - означает, что какая-то часть ребенка погублена навсегда». «Потеря всегда трагична - особенно если утрачено то, что могло бы возникнуть, но никогда уже не возникнет. Дети появляются на свет с мозгом, готовым воспринимать и учиться. Но без нашей помощи ему это не под силу». (Шарон Бегли. Как развивать мозг ребенка.) Проявления стресса у грудного ребенка. Ошибки в уходе за грудным ребенком приводят к стрессам различной силы и тяжести. Стресс, пережитый в этом возрасте, имеет как отдаленные, так и ближние последствия. Ближайшими последствиями стресса у младенцев являются: - продолжительный сон после проведенных процедур; Основные ошибки в уходе. - искусственное вскармливание; |
=Материал опубликован 11.05.2008