Наконец, мы собрались в лес. Не на пикник, а погулять. Поудивляться. Поучиться. Уверена, что путешествуя в первый раз, вы посмотрите на своего малыша другими глазами. Гуляя по лесу, никогда не спешите с рассказами о том, что знаете сами. Послушайте, что говорит ваш ребенок, о чем спрашивает. Понаблюдайте, что привлекает его внимание.
Однажды я была свидетелем, когда молодая мама вела сыночка 5-6 лет к лесу. До деревьев на лесной опушке оставалось совсем немного. Они шли через пустырь, заросший высокой полынью. Поздней осенью полынь поусохла и была гораздо выше роста малыша.
Кстати, а вы задумывались, как выглядит мир с высоты роста вашего ребенка? Ведь он совсем другой, нежели наш, взрослый, привычный и «обыкновенный». Присядьте на корточки, станьте на короткое время со своим малышом одинакового роста. И вы удивитесь, нет, даже поразитесь тому, что видит он. Станет понятным, почему малыш часто не понимает того, о чем мы ему рассказываем, пытаясь привлечь внимание.
Но вернемся к нашей маме и ее малышу… Внезапно мальчик остановился посреди высокой полыни, с удивлением развел руками и спросил: «И это вот природа?!». А его мудрая мама промолчала. Не «перебила» своим опытом его яркие эмоции и первые впечатления.
Когда мы идем в лес с малышом, нужно примерно спланировать маршрут. Для совсем маленьких, неподготовленных – небольшой. Для «приготовишек» - побольше, до 3-4 км. И не спешить. Ведь главная задача лесной прогулки – наблюдать и радоваться. Да, да, мы идем в лес именно за новыми впечатлениями и радостью от общения с природой и от созерцания ее красоты.
Часто родитель оказывается в затруднении. Ребенок спрашивает о названии дерева, или цветка, а мы не знаем что ответить. На самом деле – это не такая большая проблема, как кажется. Обо всем знать невозможно. Хорошо знают названия объектов в природе только профессиональные, опытные биологи.
Когда мы идем по лесу с ребенком, самое важное - это наше с ним общение. Наша эмоциональная близость. Поэтому на вопрос: «А что это за цветок?», можно доброжелательно ответить: «Названия не знаю, но очень красивый, правда?». И попросить малыша рассказать, каким он видит цветок и почему его заприметил. Можно предложить ребенку, вернувшись домой, поискать название цветка, например, в Интернете. Тут протянется еще одна естественная ниточка, скрепляющая детско-родительские отношения – совместная домашняя игра – поиск. Совместная учеба. Ведь, компьютер, оказывается можно использовать не только для игры и развлечения, к чему ребенок привыкает очень рано, но и для поиска нужной информации. А как правильно задать вопрос в поисковой системе? А что мы запомнили о том цветке? Какой он был? А цвета какого? А рос где, помнишь?
В лесу «полезны» частые остановки, когда можно осмотреться, прислушаться. А с малышами постарше и посчитать. Сколько деревьев на этой опушке? Сколько звуков слышно? Сколько шагов вон до того пенька?
И обязательно потом, дома, за чаем со вкусностями – повспоминать, помечтать но новом путешествии…
| |