Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Ключ к пониманию ребёнка можно найти в соцсетях
Разделы → Подростки → Психология
«Сидит в интернете и вообще ничем не интересуется», – часто сетуют родители подростков. Между тем педагогическая наука утверждает, что «ключом ко всей проблеме психологического развития юноши или девушки является проблема интересов в переходном возрасте», что «подростковый возраст может быть описан через структуру интересов». Анализируй это!Как же выяснить, что интересно сыну или дочке, который в силу возраста закрылся от родителей и тщательно охраняет свой внутренний мир от вмешательства взрослых? Ученые университета «Высшая школа экономики» Катерина Поливанова и Иван Смирнов считают, что достаточно точно определить сферу интересов ребенка позволяет анализ профиля «ВКонтакте», и прежде всего перечень сообществ, на которые подписан ребенок. Эта информация достовернее результатов опросов, поскольку, участвуя в анкетировании, подростки склонны цензурировать данные, подстраиваясь под ожидания взрослых. Профили в социальных сетях (а «ВКонтакте» – самая популярная соцсеть, которой пользуется большинство российских школьников) ребенок создает, оформляет и наполняет сам, без вмешательства родителей. Сам же подписывается на группы и публичные страницы, которые объединяют пользователей по интересам. Причем выбирает их из бесконечного множества – там более 26 миллионов сообществ. Они могут быть посвящены любимой компьютерной игре, фильму, книге, актрисе, музыкальному исполнителю или политику. Большинство организаций и брендов—от Мариинского театра до тату-салона – имеют свое сообщество. Любые интересы и хобби, от вышивания до квантовой физики, представлены в социальной сети. Практически у каждой школы есть свое сообщество «Подслушано в…», в котором школьники делятся слухами. Сообщества могут быть посвящены сексуальным отношениям, неразделенной любви, определенному образу жизни или настроению («Плед, какао и камин»). Знакомство с содержанием сообществ, на которые подписан ребенок, по мнению исследователей, и позволяет понять интересы отдельного мальчика или девочки. Скажи, на что подписан, и я скажу, кто тыИсследователи составили карты интересов учащихся. Состав сообществ меняется от младших классов к старшим. Девочки в целом позже, чем мальчики, подписываются на сообщества. Плохо успевающие девочки подписаны на такие сообщества, как «Любовный гороскоп», «Необычный гороскоп», «Тысяча чертей, какая татуировка!». Их лучше успевающие ровесницы выбирают сообщества, связанные с учебой. Например, «ЕГЭ/ОГЭ». И еще более высокие оценки имеют девочки, подписанные на сообщество «40 кг» – о здоровом питании и фигуре, спорте. При этом уже в шестом классе у девочек появляется сообщество «Давно не дети» – о сексе, причем довольно откровенное и с весьма грубой лексикой. Мальчиков того же возраста на это сообщество подписано меньше, чем девочек. «Мужской юмор Fun Time» у мальчиков появляется только в восьмом классе, причем у плохо успевающих. У мальчиков с более высокой успеваемостью также есть группа, посвященная ЕГЭ и ОГЭ, как и у одноклассниц. Наиболее популярными являются сообщества, посвященные романтическим отношениям (включая сексуальные), компьютерным играм, футболу и различным «идеям» – примерам изобретений или неожиданному использованию привычных вещей. Почти все записи, за исключением сугубо романтических, содержат шутки и «приколы». Хотя есть и собственно группы «Юмор». Интересы мальчиков фокусируются вокруг футбола, компьютерных игр и разного рода юмора. В группах, на которые подписаны мальчики, много фотографий признанных секс-символов. Довольно много в этих группах, независимо от содержания и основной направленности, видеофрагментов или текстов с неожиданной концовкой, то есть построенных по структуре анекдота, много неожиданных ситуаций, например видеофрагмент с многочисленными столкновениями автомобилей на скользкой дороге. Девочек интересуют собственно «девичьи» темы, в первую очередь романтика. Много постов «о нем» – он должен понять, принять, он обязательно вернется и пожалеет о разрыве даже спустя годы. Много сообществ и записей – об отношениях с близкой подругой. Довольно много групп посвящено рукоделию. В таких группах встречается меньше вульгаризмов и матерных выражений. При этом много уменьшительно-ласкательных оборотов, таких как «милота», «обнимашки». Если группы, на которые подписаны мальчики, структурно можно связать с энергичным действием, то «девичьи» группы – о переживаниях. Эта информация, по мнению авторов, во-первых, создает условия для гуманизации образования через развитие образовательно-досуговой деятельности. Во-вторых, признание разнородности интересов и разнообразия нормы может служить основанием для практической работы с подростками, базой для развития их интересов, для узконаправленной психологической поддержки. «Система образования продолжает ориентироваться на идею универсальности нормы, широко представленную в работах по психологии развития. Эта идея, идущая еще от педологии, сегодня, как нам представляется, все меньше соответствует действительности», – заключают авторы. Чем эта информация может быть интересна для родителей? Незаметно изучив сообщества, на которые подписан ребенок, взрослые смогут лучше его понять, в какой-то степени увидеть мир глазами сына или дочки. Но хотелось бы сразу предупредить: не стоит грубо вмешиваться во внутренний мир и сферу интересов ребенка. То, что может шокировать взрослых, для подростка является всего лишь этапом взросления – стоит отнестись к этому с уважением. Новости Югры
Оксана Шестакова |
=Материал опубликован 31.08.2017