Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Метод «Воспитывай, наблюдая»: основные принципы
Разделы → Психология → Воспитание
фото с сайта www.ya-roditel.ru Магда Гербер известна во всем мире как автор «Книги для тех, кто воспитывает, наблюдая» (Resources for Infant Educarers). В ней основательница метода говорит, что «нужно наблюдать, когда воспитываешь ребенка, и воспитывать, когда наблюдаешь». Метод «Воспитывай, наблюдая» подразумевает, что основа длительных отношений – уважение. Этот подход помогает понять родителям, что действительно необходимо малышу, и учит их давать именно то, в чем он нуждается. Основу метода составляют семь принципов, которые помогают мамам и папам увереннее решать проблемы, возникающие на пути родительства. Базовое доверие к ребенку – инициативному, стремящемуся к исследованию и способному учиться самостоятельно. «Ребенок учится все время. Чем меньше мы вмешиваемся в естественный процесс познания, тем больше замечаем, как много нового ребенок узнаёт каждую минуту». Если вы верите в способности своего ребенка, вы можете расслабиться, поскольку убеждены: он даст знать, когда ему понадобится ваша помощь, и вам не нужно подталкивать или наставлять его, чтобы он мог полноценно, радостно и успешно развиваться. Доверие такого рода со временем увеличивается, потому что, наблюдая за малышом, вы лучше его узнаёте, начинаете понимать, что означает его поведение, и замечать, чем он интересуется. Все дети от природы любопытны и внутренне мотивированы к познанию окружающего мира. Они не нуждаются в наших инструкциях или поучениях. Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать разные предметы и предоставьте ему столько времени, сколько нужно, чтобы он мог делать это в своем темпе. Возможно, иногда вы будете чувствовать раздражение или вам захочется его поторопить, однако лучше довериться индивидуальному темпу развития вашего малыша: это пойдет на пользу и вам, и ему. 1.Окружающая ребенка среда – физически безопасная, познавательно насыщенная, эмоционально поддерживающая. «В противоположность тому, что думают многие, комната для игр – это безопасное помещение, где дети свободно двигаются и исследуют разные предметы в дружеской, знакомой обстановке». Безопасное помещение считается таковым, если вы можете уйти из него (будь то дом или комната) на довольно долгое время и по возвращении найти своего ребенка голодным, расстроенным, в мокром памперсе, но без каких либо травм. Безопасная игровая зона позволяет вам полностью расслабиться, ведь вам не нужно постоянно быть на страже безопасности малыша. Она также дает возможность ребенку хорошенько изучить территорию, где он играет, не опасаясь услышать: «Не трогай это. Не забирайся туда». Обеспечьте безопасность помещения, где играет ребенок, – отдельной комнаты или игровой зоны. Уберите предметы, которые могут представлять опасность. Попробуйте взглянуть на это место глазами ребенка. Опуститесь на четвереньки и немного поползайте. Надежно ли полки прибиты к стене? Закрыты ли розетки? Может ли ребенок забраться на софу, а потом упасть назад на спину? Если да, то малышу небезопасно находиться здесь в одиночестве. Оборудуйте безопасную игровую зону, и это будет удобно и для вас, и для ребенка: малыш будет иметь возможность свободно ее исследовать, а вы – расслабиться. 2.Наличие времени для непрерывной игры. «Чем меньше мы прерываем ребенка, тем легче ребенок развивает свой объем внимания». Все дети умеют играть. Их не нужно этому учить. Игра – естественное для них занятие, и позвольте им самостоятельно начинать ее. В безопасной игровой зоне дети могут весело играть сами. Когда им предоставляется возможность самостоятельно исследовать предметы и пространство вокруг, экспериментировать, они открывают свои способности и узнают то, что их интересует. Играя, малыш не просто вертит в руках предмет, – он исследует его, выясняет, из чего тот состоит и что с ним можно сделать, что из этого получится, что будет, если по нему ударить. Дайте ребенку решить самому, хочет ли он играть (может быть, он предпочтет лежать на спине и наблюдать за тем, как пылинки вспыхивают в солнечном свете), и если да, то когда, во что, как именно и как долго он хочет играть. Ежедневное выделение ребенку времени для непрерывной игры позволяет сохранить большой объем внимания, с которым многие дети рождаются. Это также позволяет развить способность концентрироваться, уверенность в себе и умение решать проблемы. 3.Свобода изучать других детей и взаимодействовать с ними. «Многие ограничивают взаимодействие между детьми (например, взаимные прикосновения), опасаясь, что малыши могут ударить или поцарапать друг друга, однако на курсах обучения методу «Воспитывай наблюдая» преподаватели содействуют такому общению, внимательно наблюдая за детьми, чтобы знать, когда нужно вмешаться, а когда – нет». Часто дети бывают в восторге от других детей. Вашему малышу очень полезно иметь возможность играть и изучать разные вещи вместе с маленькой постоянной группой детей его уровня развития в сопровождении внимательного взрослого, который находится рядом и обеспечивает эмоциональную поддержку и безопасность. Общаясь со сверстниками, ребенок узнаёт что нибудь новое о себе и других. Иногда, возможно, он захочет посидеть у вас на коленях и понаблюдать за другими детьми. В рамках данного метода это оценивается так: если малыш хочет оставаться с родителем на протяжении всего полуторачасового занятия – все в порядке. Готовность ребенка зависит от его темперамента и уровня развития. 4.Вовлечение малыша во все действия по уходу за ним позволяет ему стать активным участником, а не пассивным объектом заботы о нем. «Время, когда родители всецело принадлежат своему ребенку, вписано в их планы самой природой: это то время, когда они обычно заботятся о малыше. Подумайте об этой рутинной заботе как об особенном периоде, когда можно осуществить “дозаправку” отношений между вами особой близостью и любовью». Уход за ребенком – это не только выполнение конкретной задачи вроде смены памперса, мытья или кормления. Это ваша возможность насладиться особенной близостью с ребенком, выстроить отношения между вами. Это дела, которые вы делаете вместе с ребенком, а не просто для него или по отношению к нему. Даже грудничок может поучаствовать вместе с вами в уходе за собой, если вы дадите ему такую возможность. С самого рождения, меняя памперс, просите малыша: «Подними, пожалуйста, попу» и мягко дотрагивайтесь до его попы. Если вместе с этим вы приподнимете его попу, он начнет понимать значение вашей просьбы и выполнит ее, как только сможет. Уход за детьми предоставляет также большие возможности для обучения языку и позволяет малышу делать что то вместе с вами и радоваться этому. Поэтому расслабьтесь, наберитесь терпения и наслаждайтесь минутами близости. 5.Чуткое наблюдение за малышом, которое помогает понять его нужды. «Чем больше мы делаем, тем более мы заняты и тем менее внимательны». Наблюдая за ребенком, вы будете лучше его понимать и ценить все, что он делает и чему учится. Бутылочка молока или кормление грудью всегда помогут его успокоить. Но если причина не в том, что он голоден или хочет спать? Успокойтесь и немного подождите, понаблюдайте за ребенком, прежде чем вмешаться. Это поможет вам помочь ему именно в том, в чем ему нужно. Возможно, вы думаете: «Я глаз с него не спущу!» Однако наблюдать – совсем не то же самое, что просто смотреть на детей. Для этого нужно успокоиться, сделать паузу, потерпеть и постараться взглянуть на ребенка свежим взглядом, как будто вы видите его впервые. Потребуется практика, потому что зачастую мы видим только то, что ожидаем увидеть. Спокойно наблюдая за детьми, лежащими в кроватке, сидящими на руках у родителей или играющими на полу, вы больше узнаёте о них, замечаете множество деталей и начинаете больше дорожить всем, что они делают. 6.Последовательность и четкое определение границ и правил для поддержания дисциплины. «Цель, к которой нужно стремиться, устанавливая правила и поддерживая дисциплину, – воспитать детей, которых мы не просто любим, но в обществе которых мы любим находиться». Установление четких правил и ограничений и последовательное их соблюдение помогут детям чувствовать себя в безопасности, потому что они будут знать, чего от них ждут. Если вы не хотите, чтобы ребенок прыгал по дивану, скажите ему об этом и предложите альтернативу – другое место, где он мог бы прыгать. Иногда нам нужно повторять какое то правило снова и снова, пока ребенок его не усвоит и не станет следовать ему по доброй воле. Ключ ко всему – терпение. Конечно, авторитарные родители наверняка хотят получить желаемый результат как можно быстрее. Но какой ценой – за счет испорченных отношений с ребенком, путем давления на малыша? Не нужно наказывать или отчитывать ребенка, который постоянно проверяет границы, – это неразумно. Метод «Воспитывай наблюдая» Дебора Соломон описала в своей книге «Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей». Хотя такой метод используется по отношению к детям в возрасте до двух лет, основные принципы можно применять и с более взрослым ребенком. Специальной подготовки не требуется. По материалам открытых источников
|
=Материал опубликован 14.11.2018