Раннее развитие ребенка – за и против

Сургут • Разделы    → Развитие, методики

Сыну моей знакомой О. было всего два года, когда я с удивлением узнала, что малыш уже умеет… читать! Его бабушка с гордостью рассказывала о том, как внук посещает развивающие занятия и получает призы за участие в различных конкурсах для маленьких умников. Тогда я, пожалуй, впервые задумалась о том, что же такое раннее развитие детей и нужно ли оно?

В настоящее время в Сургуте, да и в других городах открылось немало центров, специалисты которых занимаются даже с годовалыми малышами. Разработаны специальные методики, позволяющие выявить и развить таланты деток любого возраста. И вполне понятно, что родители, озабоченные будущим своих детей, хотят сделать их умными, способными и одаренными людьми. А это и является главной целью развивающих занятий. Давайте подробнее познакомимся с методиками, являющимися наиболее популярными на сегодняшний день.

Большинство родителей слышали про знаменитую систему Монтессори. Ее основательница, итальянский педагог Мария Монтессори, полагала, что необходимо относиться к любому ребенку как к уникальной личности и дать ему возможность развиваться в специально подготовленной среде. Важную роль при этом играют тактильные ощущения, возможность делать что-то руками. На занятиях дети могут выбирать понравившийся вид деятельности – рисовать, лепить, читать, играть с песком или водой, нанизывать бусы, бегать, лазить и т.д. Педагог ненавязчиво руководит занятиями, позволяя каждому ребенку проявлять свои творческие способности. Эта система хороша тем, что позволяет использовать практически любые доступные материалы для развития малыша, и ее элементы легко включить в повседневную жизнь. Дать ребенку поплескаться в тазике с водой, поощрять строительство из кубиков и конструктора, насыпать в миски разные виды круп – уже прекрасные упражнения для развития тактильных ощущений и мелкой моторики!

Наиболее известная советская система развивающего воспитания принадлежит семье Бориса и Елены Никитиных. У них родилось семь детей, и родители решились пойти в разрез с традиционной системой воспитания. Большое внимание уделяется физическому развитию детей, причем с самых первых дней жизни, раннему включению детей в трудовую деятельность семьи, развитию логики с помощью головоломок, возможности творческой самореализации. Очень важен компонент нравственного воспитания, взаимопомощи и дружбы. Никитины выявили тесную взаимосвязь между физическим и умственным развитием – будет успешно первое, удастся и второе. Они считали, что нужно внимательно вглядываться в ребенка и помнить о том, что маленькие дети близки к природе и нужно позволить им развиваться естественно. А наиболее благоприятный период развития способностей – дошкольный, причем оно должно происходить по возможности в семье, в доброжелательной и спокойной обстановке.

Многие педагоги считают, что залог успешного развития ребенка – раннее обучение чтению. Они обуславливают это тем, что читающий ребенок развивает речь, мышление, зрительную память, а в дальнейшем может самостоятельно получать информацию из печатных источников (а в настоящее время и из интернета). Методик раннего обучения чтению несколько. Так, американский педиатр Глен Доман предлагает показывать ребенку, начиная с шестимесячного возраста, слова, крупно и ярко написанные на карточках. Слова нужно четко произносить, затем ребенка обнимают и хвалят. Постепенно занятия усложняются, и к двум годам малыш вполне может читать сам. Сложность этого метода в том, что нужно выработать индивидуальный подход к ребенку, опытным путем определить состав и количество слов, скорость показа, каждый день писать новые слова и т.д. Все это требует времени и усилий, а желаемый результат достигается далеко не всегда.

Педагог Николай Зайцев разработал «кубики Зайцева», с помощью которых ребенок постигает как отдельные буквы, так и их сочетания, слоги, с помощью которых он учится составлять слова. Кубики отличаются друг от друга, поэтому усвоение информации происходит с помощью слуха, зрения, осязания, температурной чувствительности, а не только зрения, и это повышает эффективность обучения. Причем занятие происходит в игровой форме, и это вполне естественно для малышей – обучаться в процессе игры.

Интересна также методика раннего развития Сесиль Лупан. Вначале она пробовала развивать двух дочек по методу Г.Домана, но затем выработала собственные приемы, основывающиеся на личностном подходе, простоте и естественности – в качестве обучающего материала можно использовать все, что окружает малыша. Большое внимание в ее методике уделяется обучение плаванью. Также С.Лупан предлагает с раннего возраста обучать ребенка иностранным языкам. Эта точка зрения в настоящее время разделяется многими педагогами.

Так, английский лингвист Хелен Дорон предложила обучать детей иностранному языку в комфортной обстановке, с применением ярких пособий и игр. Основное в этом методе – дать возможность постигать иностранный язык так же естественно, как и родной.

Разработаны и методики творческого обучения малышей. Это, например, грудничковое рисование (М.Гмошинская), «Сказочные лабиринты игры» - развивающие интеллект и творчество игры инженера-физика В.Воскобовича, теория раннего введения детей в мир искусства М.Ибука и другие.

В результате таких занятий, при условии, что методика подобрана правильно, подходит малышу, не вызываю у него негативных чувств, вполне можно вырастить полноценно развитого человека. Причем многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины и др.) говорят о том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик.

Как пример, история девочки А., 5 лет. Мама занималась с ней с самого рождения: читала книги, разговаривала, рассказывала обо всем, что мог видеть ребенок. В 9 месяцев она начала рисовать — сначала пальчиками, что приносило ей массу удовольствия. В 2,5 года А. выучила алфавит. Сейчас в свои пять лет она читает на трех языках (русском, украинском и английском), переводит с одного языка на другой. Имеет большие познания в математике (арифметические действия, дроби, корни, проценты и т.д.) Она находит координаты в системе координат Декарта, имеет первые знания по геометрии и тригонометрии. А. знает планеты, страны, их столицы, континенты, океаны, моря; знает писателей, художников, композиторов, их произведения. Все эти познания усваивались в разговорах и играх.

Другой пример - Грегори Смит (род. в 1990 году). В 14 месяцев запоминал и пересказывал книжки, в 18 - складывал цифры, в 7 лет поступил в школу, а в 9 лет ее закончил (перескочив из первого класса сразу в восьмой), в 10 лет поступил в университет. Известен как самый юный номинант на Нобелевскую премию - в 12 лет его номинировали в первый раз (всего же он удостаивался такого внимания 4 раза).

Конечно, каждый родитель мечтает гордиться умным и развитым не по годам ребенком. Но вот в чем проблема – при раннем интеллектуальном развитии, если делать упор именно на освоение конкретных знаний, могут пострадать другие сферы развития малыша – эмоциональная и физическая. И восполнить этот важный пробел в дальнейшем будет непросто.

Шестилетний В. знал ответ практически на любой вопрос, решал примеры с трехзначными цифрами, свободно читал, легко решал логические задачки. Но вот о том, чтобы помочь маме, поинтересоваться здоровьем заболевшей бабушки или поделиться чем-либо даже не помышлял. Вряд ли такому «вундеркинду» будет легко стать частью общества – эгоистичный человек, пусть даже и очень умный, симпатии не вызовет.

Другой мальчик, С., в шестилетнем возрасте выразил большое желание идти в школу. Поскольку он отлично умел читать, писать, считать, много знал и даже сочинял стихи, родители согласились, хотя физически развит ребенок был не очень хорошо. В результате он рано окончил школу, в 15 лет поступил в университет и закончил его с отличием. Но невысокий, худенький и в очках, С. очень переживал от отсутствия друзей-ровесников и времени на полноценный отдых…

Поэтому, прежде чем начать занятия, необходимо разумно оценить возможности ребенка, чтобы не перегрузить его сложными заданиями. При этом нужно будет уделить внимание всем сферам развития – интеллектуальной, творческой, познавательной, эмоциональной, нравственной, физической. Какие-то занятия вполне можно проводить дома, материалы и пособия для этого легко приобрести в магазине или сделать самим – сшить, связать, вырезать, собрать... Те же палочки и шишки из леса, песок и камушки с моря или травы и цветы с луга – чем не наглядные пособия?! Тем более что привычная, домашняя обстановка очень располагает к усвоению новых знаний в игровой форме.

Когда малыш немного подрастет, можно выбрать подходящие курсы. Только стоит помнить о том, что не ребенок для игры, а игра для ребенка. Не нужно зацикливаться на возможных неудачах, относиться к занятиям слишком серьезно, сравнивать свои достижения с достижениями других детей. В конце концов, все люди разные, и способности у них очень отличаются. Все-таки главная цель раннего развития – воспитать гармоничную личность, имеющую гибкий ум и талантливость, умеющую найти свое место в мире. А для этого нужно позволить ребенку самому выбирать интересующую его сферу деятельности, доброжелательно направляя и помогая.

Судьбы детей авторов методик, на которых проводилась «проба пера», очень неодинаковы. В большинстве случаев очень развитые в детстве, с возрастом они практически не выделялись среди других людей (как, например, дети Никитиных), хотя и добились определенного жизненного успеха. Поэтому раннее развитие хорошо в меру, и результаты его во многом зависят от того, останется ли у ребенка стремление самосовершенствоваться и расти над собой?

Если родители дали малышу любовь и тепло семейного очага, воспитали его нравственным человеком и привили интерес к окружающему миру – можно сказать, что основную родительскую задачу они уже выполнили. Достичь чего-то большего – вполне возможно и зависит только от вас!

Автор: Олеся Дурсина

=Материал опубликован 22.01.2013