Речь является инструментом интеллектуальной деятельности, формой общения индивидов друг с другом и способом существования нашего сознания. Значение речи для человека огромно. Особую роль речь играет и в гармоничном развитии ребенка на всех стадиях его физиологического, интеллектуального и психологического роста. Некоторые малыши поражают умением красиво говорить и точно выражать свои мысли даже в самом младшем возрасте. А другие и к школе не могут выразить и объяснить, казалось бы, самые простые вещи. Речь «запоздалых» детишек бедна и косноязычна. Они не понимают значения слов и смысла фраз. А самые серьезные проблемы начинаются у таких детей в школе – они плохо учатся, с трудом общаются со сверстниками и часто уже через пару лет имеют серьезные комплексы и психологические проблемы.
Оценить уровень речевого развития вашего чада помогут различные логопедические и психологические методики, однако их проведение требует участия профессиональных специалистов. Предварительно родители могут провести анализ речевого развития своего малыша, используя фрагмент опросника готовности к школе Дж.Чейпи. Так, блок «Речевое развитие» в этом опроснике включает следующие вопросы:
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Способен ли он рассказать историю или ситуацию, которая произошла с ним на улице, в детском саду или дома в ваше отсутствие?
- Может ли ребенок обозначить основные окружающие его предметы и объяснить их предназначение?
- Насколько легко малыш отвечает на вопросы взрослых?
- Достаточный ли у ребенка словарный запас по сравнению со сверстниками?
- Грамотно ли говорит ребенок?
- Пользуется ли ребенок предложениями из 5-7 слов?
Если на один и более вопросов будет получен отрицательный ответ, родителю стоит задуматься над тем, чтобы начать заниматься с ребенком и активно развивать его речь. На что стоит обратить внимание в первую очередь?
- Хорошие книжки. Отбирайте малышу только лучшие книги. Причем, книги для ребенка должны быть разнообразные: не только сказки, но и детские энциклопедии, сборники юмористических рассказов для детей, рассказы русских писателей о природе и животных.
- Пересказ. Регулярно просите ребенка пересказывать прочитанный рассказ или сказку. Это простое упражнение, выполняемые ежедневно, поможет не только расширить словарный запас ребенка, но и развить навык анализа узнанного материала.
- Специальные тетради для разбора литературных текстов. В магазинах учебной литературы продаются специальные рабочие тетради по литературному чтению, которые могут быть прекрасным помощником в умении анализировать прочитанные тексты. Такие тетради выпускаются специально для каждого возраста и содержат короткие рассказы и ряд вопросов к нему (например, Какой смысл данного рассказа? Кто из героев понравился больше всего? Почему к этому герою возникла симпатия? Какие синонимы можно подобрать к этому слову? и т.д.
- Говорите красиво сами. Даже говоря на бытовые темы, старайтесь выражаться красиво. Регулярно работайте над собой: не допускайте в вашей речи использования грубых слов, слов-паразитов, а также косноязычия; подбирайте новые слова к привычным терминам и расширяйте границы своей речи.
- Речевые игры. Играйте с ребенком в речевые игры. Примеры их можно найти как в Интернет, так и в специальной логопедической литературе:
- Игра «Объясни слово». Взрослый называет какое-то слово или термин, а ребенок пытается его объяснить.
- Игра «Провокация». Взрослый на время становится «глупым», и когда ребенок что-то просит или рассказывает, взрослый говорит, что «совсем не понимает ребенка». Малыш начинает объяснять опять и опять, а мама или папа, повторяют, что «не понимают сути вопроса».
- Игра «Наоборот». Играть в эту игру можно, начиная с задания: «придумай слово «наоборот» - антоним». Потом можно произносить целые предложения, которые малыш должен перевернуть. Как правило, игра получается очень забавной.
- Игра «Ученый». Ребенку предлагается побыть ученым и объяснить своим ученикам определенную тему или какое-то явление или термин. Но делать это нужно, применяя сложные, более научные слова, какие ребенок знает.
- Игра «Фантазер». Ребенку предлагают пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я жил на Луне…», «Если бы я был волшебником…», «Если бы я жил на Южном полюсе»…
- Игра «Прилагательное». Ребенку необходимо описать предмет, используя как можно больше прилагательных.
- Игра «Продолжение рифмы». Взрослый сочиняет первую строчку стихотворения, а ребенок в рифму должен продолжить вторую строчку и т.д.
Такие игры не только станут веселым и увлекательным занятием для малыша, но и помогут ему формировать красивую и правильную речь.
- Словарный запас. Ежедневно обогащайте словарный запас ребенка. Старайтесь, чтобы каждый день ребенок узнавал значение нескольких новых слов. Можно записывать все эти слова в специальный словарик. Так вы увидите, сколько новых слов малыш узнал с начала ведения этого дневника, а также сможете время от времени устраивать ребенку проверку по выученному материалу.
- Общение со взрослыми детьми. Как правило, в семье, где есть другие дети, младший ребенок говорит красивее, чем его сверстники. Если малыш тянется к старшим детям, не отводите его от них, разрешите общаться и играть не только с его ровесниками.
- Пальчиковые игры. Научно доказано, что мелкая моторика непосредственно связана с речью ребенка. Именно поэтому «пальчиковые» игры для малышей трудно переоценить. Это могут быть и специально разработанные пальчиковые игры, и выполнение ежедневных действий (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), и перебирания мелкой крупы (риса, гречки и пр.), и лепка из глины или пластилина, и нанизывание бисера на нитку и т.д.
- Экскурсии и путешествия. Ничто так не помогает развивать кругозор и речь ребенка как положительные эмоции, связанные с переменой обстановки. Как уверяют детские психологи: после каникул, проведенных вне дома, у ребенка наблюдается скачок в развитии, в том числе и в расширении словарного запаса. Поэтому так важно постоянно вывозить ребенка из дома: в музеи, на экскурсии по близлежащим окрестностям, а организовывать путешествия в другие города и страны.
Интересные факты о речи детей:
- Считается, что возраст 7 лет является самым благоприятным для развития красивой речи у ребенка.
- По статистике: более половины современных дошкольников имеют проблемы звукопроизношения.
- Одной из сложных форм речевой патологии у детей является ОНР (общее недоразвитие речи). Основные признаки этого заболевания: появление первых слов только к 3-5 годам, неустойчивое внимание, плохая память.
- Среди других серьезных речевых патологий различают: дизартрию, алалию, заикание, задержку речевого развития (ЗРР), риноалию.
- Если ребенок не научился говорить к 6-ти годам, вероятность того, что его речь так и останется до конца жизни на примитивном уровне – огромна.
- Мальчики подвержены проблемам с речью в три раза чаще, чем девочки.
Нормы речевого развития ребенка от рождения до 7 лет
Возраст
|
Признаки речевого развития
|
2 месяца
|
Произношение отдельных звуков.
|
6 месяцев
|
Гуление, реакция на обращение по имени, произношение некоторых согласных звуков (б, п, м), имитация звуков.
|
1 год
|
Подражание некоторым словам, умение произносить не менее 10 простых слов, понимание более 20-30 слов.
|
2-й год
|
Использование более 30-ти простых слов, появление первых вопросов (кто? где?).
|
3-й год
|
Появление более связанной речи, усложнение предложений, разнообразие интонаций, появление прилагательных, умение употреблять слова во множественном числе, появление вопросов взрослым, расширение словарного запаса (более 200 слов).
|
4-й год
|
Использование более распространенных предложений (более чем 4-5 слов), способность отвечать на несложные вопросы, использование глаголов. Словарный запас – до 1 тыс. слов.
|
5-й год
|
Использование развернутых предложений, сочинение коротких рассказов, умение называть антонимы к словам. Словарный запас – до 2 тыс. слов.
|
6-й год
|
Обогащение словарного запаса (до 3 тыс. слов). Умение составлять простые рассказы по картинке и отвечать на вопросы. Речь полностью понятна и в целом грамматически правильна.
|
7-й год
|
Использование сложных и распространенных предложений, составление длинных рассказов с развитием сюжета. Активный рост словарного запаса.
|
Анна Черкасова
| |