Как развить связную речь в 3 года?
Здравствуйте!
Моему сыну Егору 3 года (27.06.10) было. У нас проблема, ребёнок по отдельности может говорить и повторять все слова, но когда нужно выдать монолог, он переходит на "мычание". В 10 месяцев сынок стал повторять слова (такие как мама, папа и т.д), но в год у него был испуг в поезде. После этого он 3-4 месяца вообще не пытался даже разговаривать. Около двух лет начал говорить, но только так как я ранее описывала. Чтобы вы могли посоветовать в данной ситуации? Заранее огромное спасибо! (Екатерина)
Ответ:
Екатерина, если я правильно поняла, то заикания у ребенка не диагностируется.
Проблема, которую вы описали, заключается в том, что он не может «выдать» монолог, т.е. правильнее будет сказать, не может составить слова в предложения.
На сколько я поняла, испуг в 1 год не повлиял на связную речь ребенка, т.к. в этом возрасте у ребенка накапливался только словарный запас, т.е. только слова. Предложения он не составлял.
Но это нормально. Первые предложения, такие как, мама дай, папа на и т. п.,появляются, как правило, после 1,5 лет, ближе к 2 годам.
Для того чтобы ваш мальчик начал говорить предложениями, следует развивать связную речь.
Для этого необходимо:
1.Читать рассказы, сказки. Но очень короткие и не сложные. И после этого задать ребенку несколько вопросов по тексту: про кого мы сейчас читали? что он (она) делала? и пр. Это начало обучению пересказа, который очень помогает развивать связную речь детей.
2.Во время прогулки, поездки свою речь (речь взрослого), стройте по такому же типу. Например, вы, вместе с ребенком, едите в автобусе и смотрите в окно. Говорите ему: смотри, за окном едут машины. Машины едут по дороге. В машинах едут люди. Люди спешат по делам. Если ребенок повторил за вами некоторые слова из этого рассказа, очень хорошо, пусть даже вслед за вами, так сказать «эхом».
После этого спросите у него: что это едет за окном? Правильно, машины. Машины что делают? Правильно, едут. А кто это едет в машине? Правильно, люди. Куда едут люди? Правильно, по делам.
Если ребенок не ответил на ваши вопросы, ответьте за него. Возможно, с первого раза он и не поймет «правила игры», но если он будет слышать такую речь с вопросами постоянно, начнет отвечать на ваши вопросы.
Главное, чтобы это не звучало, как «обязаловка». Пусть это будет именно игра. Ребенок должен чувствовать ваше искренне желание услышать ответ на ваш вопрос.
И еще, такие рассказы должны быть очень короткими, не больше 3-4х простых предложений.
3.Рассказывать стихотворения и петь песни. Если ваш малыш, уже знает наизусть стихи или песни, пусть рассказывает/поет их почаще. Если же не знает, следует выучить.
Как это сделать, если ребенок не любит читать:
- Найдите тему интересную для ребенка.
Например: Скоро придет зима, выпадет снег, наступит праздник Новый год, придет в гости Дед Мороз и принесет тебе подарок. Что ты хочешь получить от Деда Мороза в подарок?
(В 3 года, дети уже отлично понимают, что такое подарок и ждут того момента, когда получат его. Эта тема, будет очень интересна.)
- Далее вам необходимо показать ребенку картинки и книги со стихами про зиму, новый год, елку и пр., которые должны быть очень яркими и запоминающимися. Если это картинки, вы можете составить коротенький рассказ по ней. Если же книга, соответственно прочитать ее. Думаю, что ребенок не откажется послушать эти книги или рассказы.
- Предлагать ему читать эти книги со стихами, как можно чаще. Ребенок со временем их запомнит сам. Для этого не обязательно учить, повторяя строчку за строчкой, как в школе.
- Когда ребенок прослушает стихотворение много раз, в следующий раз, читая сточку стиха, не договорите последнее слово, выдержите паузу. Если малыш не дочитал строчку, сделайте это за него, но обязательно сделав небольшую паузу. Так он поймет, что вы не просто читаете стишок, как обычно, а вступаете в диалог-игру с ним. Со следующей строчкой поступите так же. И так до конца четверостишия.
Например:
Мы слепили снежный … (ком),
Шляпу сделали на … (нём),
Нос приделали, и … (вмиг)
Получился … (снеговик).
Возможно, с первого раза ребенок и не захочет заканчивать строчки, но при регулярном применении такого приема, малыш поддастся вашей игре.
- Далее, следует недоговаривать по 2 слова. Потом следует говорить только первое слово в строчке. В итоге получится, что ребенок рассказывает стихотворение сам.
Главное в работе не давить не ребенка, не требовать от него результатов. Превратите все занятия в игру, которые будут проходить систематично и у вас все получится.
С уважением, Анна Арнаутова.